Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Мир равных возможностей. Фестиваль социальных интернет -  ресурсов

Что такое прикладной анализ поведения (англ. Applied behavior analysis, ABA)
ABA, или прикладной анализ поведения — это наука, в фокусе внимания которой находится поведение человека. На данный момент это единственный терапевтический метод, эффективность которого при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра подтверждена многолетними исследованиями.

За последние 30 лет было опубликовано несколько тысяч исследовательских работ, подтвердивших эффективность поведенческого подхода…
• При работе с детьми и взрослыми с ментальными нарушениями, расстройствами развития, проблемами в обучении, а также с “типично развивающимися” детьми у которых есть поведенческие проблемы
• Как методики, которую с одинаковой эффективностью могут использовать специалисты, родители и обслуживающий персонал.
• При работе в различных условиях: в школе, дома, в поликлинике или больнице, учреждениях социальной защиты, местах поддерживаемого проживания, или на рабочем месте.
• Для развития самых разных навыков: речевых, социальных, академических, игровых, навыков самопомощи, а также при работе с агрессивным и самоповреждающим поведением, негативизмом и стереотипиями.

Если говорить кратко, то суть поведенческого подхода заключается в том, что мы, как и все люди, обучаемся под воздействием факторов окружающей среды, то есть в ситуации, когда к ним предъявляются некоторые требования. Большинство людей обучается новым навыкам, сами того не осознавая, но люди с РАС могут чему-то научиться только в ситуации когда “требования”, которые предъявляет к ним окружающая действительность, продуманы и структурированы, каждый необходимый навык подолгу тренируется, а их успешное освоение и применение всячески подкрепляется.
Программы поведенческого вмешательства могут включать в себя целый спектр всевозможных навыков, среди которых чтение, академические и социальные навыки, коммуникация и навыки самопомощи. Говоря о навыках самопомощи, мы подразумеваем развитие мелкой и крупной моторики, умение самостоятельно есть, готовить пищу, ухаживать за собой, ходить в туалет, выполнять работу по дому, представление о времени и пунктуальности, умение пользоваться деньгами, а также навыки, которые помогают нам ориентироваться в людском сообществе и “вписываться” в коллектив.

Прикладной анализ поведения позволяет нам воздействовать на поведение человека по крайней мере 6 разными способами:
• Усиливать или подкреплять желаемое поведение. При помощи процедуры подкрепления вы можете увеличить частоту желаемого поведения.
• Обучать новым навыкам. При помощи систематического повторения инструкций и подкрепления желаемого поведения можно обучить ребенка навыкам самопомощи, социальным навыкам, или навыкам коммуникации.
• Поддерживать и обобщать новые навыки. Обучение навыкам самоконтроля и процедурам самопроверки поможет поддержать и обобщить навыки, необходимые для успешной работы и учебы.
• Обобщать полученные навыки и переносить их из одной ситуации в другую, например, при работе в ресурсном и общеобразовательном классе.
• Адаптировать материалы для занятий и окружающую среду так, чтобы снизить вероятность появления нежелательного поведения.
• Снизить вероятность появления нежелательного поведения, которое может угрожать здоровью и жизни ребенка и/или его окружения.

Сбор данных
Работа в русле прикладного анализа поведения требует точных данных и объективной оценки целевого поведения.
Для того, чтобы работа была эффективной, важно прежде всего дать точное определение поведению, с которым вы работаете. Сложные процессы, такие как злость, депрессия, агрессия, истерика в ходе наблюдения следует разбить на небольшие конкретные эпизоды, которые можно непосредственно пронаблюдать, а также измерить их частоту и интенсивность.

Например, если мы работаем над проявлениями агрессии, определение “агрессивного поведения” может быть примерно следующим: попытки (удачные или нет) укусить, поцарапать, толкнуть или выдрать волосы у другого человека. Если мы хотим научить ребенка чаще проявлять инициативу в общении со сверстниками,то желаемым поведением может быть “умение приветствовать одноклассника, глядя ему в лицо”.

При работе в рамках поведенческого подхода нам прежде всего нужно определить, какие факторы окружающей среды влияют на появление целевого поведения или его отсутствие. В результате процедуры анализа поведения поведенческий аналитик может представить обоснованные, применимые на практике и концептуально осмысленные способы, при помощи которых можно добиться желаемых изменений в поведении клиента (Baer & Risley, 1987). Кроме того, поведение над которым ведется работа обычно наблюдают в «естественных условиях»: в школе, дома, в общественных местах.

Эффективность любой программы поведенческого вмешательства измеряется путем анализа единичного случая. Этот процесс состоит из следующих компонентов:

• Определение целевого поведения, или дефицита навыков.
• Постановка краткосрочных и долгосрочных целей
• Определение способа измерения целевого поведения
• Определение базового уровня навыка (отправной точки работы)
• Разработка и осуществление программы вмешательства целью которой является обучение новым навыкам, или ослабление нежелательного поведения
• Постоянный сбор данных о целевом поведении, которые позволят оценить эффективность вмешательства, и
• Постоянная оценка эффективности текущей программы вмешательства , в процессе которой в программу могут быть внесены изменения, необходимые для того чтобы поддержать или повысить ее эффективность

Этот процесс позволяет максимально полно и точно оценить изменения в поведении клиента (Sulzer-Azaroff & Mayer, 1991).

ABA и обучающие приемы

Прикладной анализ поведения часто упоминается в контексте программы интенсивного поведенческого вмешательства. Хотя это не одно и то же, большинство родителей и специалистов используют этот термин, говоря о программах интенсивного обучения (обычно для детей), в основе которых лежат принципы оперантного обуславливания ( они же — принципы модификации поведения). Впервые эти принципы были сформулированы Фредериком Скиннером. Работа Ивара Ловааса (1980 год) показала что принципы прикладного анализа поведения могут быть взяты за основу при построении программ интенсивного вмешательства для детей с расстройствами аутистического спектра. Исследования показали, что если обучение ребенка с РАС строится в соответствии с принципами прикладного анализа поведения, прогресс может быть по-настоящему впечатляющим.

Метод отдельных проб ( он же DDT) — одна из основных (но не единственная) обучающих методик, которыми пользуются специалисты в области прикладного анализа поведения при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Метод отдельных проб позволяет достичь максимального прогресса в обучении, с его помощью можно развить множество навыков, включая когнитивные, социальные, моторные и навыки самопомощи.
При использовании метода DDT каждый навык разбивается на множество маленьких шагов, которые тренируют по очереди. В процессе обучения на начальном этапе используются подсказки, от которых постепенно уходят, чтобы удостовериться что навык полностью освоен. Чтобы сформировать и поддержать желаемое поведение и навыки используют разные виды подкрепления.
Обучение в естественных условиях — еще один метод, на основе которого строятся многие программы поведенческого вмешательства. С течением времени ребенок все больше продвигается вперед, и для дальнейшего развития вербальных навыков и навыков социального взаимодействия, используют все более сложные методики и подходы.

Источник  http://bcotb.com/…/what-is-applied-behavior-analysis-aba/

Перевод с английского Марины Лелюхиной

 Пилотный проект АВА-класс 

Основная информация

В 2012/2013 учебном году на базе нашего Центра начала работать первая группа по подготовке к школе детей с тяжелыми формами аутизма. Группа является совместным проектом МГППУ и Фонда "Выход"

 Идея создания данной группы принадлежала АНО "Центр проблем аутизма", которая стала вдохновителем и организатором первой группы на базе нашего Центра. 

В основу работы был положен Прикладной Анализ Поведения (англ. Applied behavior analysis, ABA) и модель инклюзивного образования детей с аутизмом "Ресурсный класс".  Группа подготовки к школе получила название "АВА-класс".

 В настоящее время
уже две группы выпускников "АВА-класса"  продолжают свое обучение
в общеобразовательных школах г. Москвы: 
- АНО "Центр проблем аутизма" ведет инклюзивный проект в школе 1465 
- в школе 1447 реализуется проект "Ресурсный класс" с участием МГППУ, Фонда "Выход" и РОО "Контакт" https://www.facebook.com/autism1447  

Похожие проекты реализуются и в других города РФ и СНГ.

Страница проекта в социальной сети Facebook 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеотека АВА-класса

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Презентации