Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Мир равных возможностей. Фестиваль социальных интернет -  ресурсов

  При предположении у ребенка РАС:

Обратитесь к специалистам (врач-психиатр, психолог…), специализирующимся в вопросах аутизма сразу при обращении внимания на необычное поведение ребенка: обычно оно обращает на себя внимание к 18 месяцам, а отклонения в поведении  - к 24 месяцам (со слов родителей).

Задержка обращения к специалистам может повлиять на долгосрочный результат,поэтому необходимо проконсультироваться со специалистом при наличии ЛЮБОГО из перечисленных признаков:

- к 12 месяцам ребенок еще не лепечет;

- к 12 месяцам – не жестикулирует (не указывает рукой на предметы, не машет на прощание…);

- к 16 месяцам – не выговаривает слов;

- к 24 месяцам не произносит спонтанно фразы из двух слов (за исключением эхолалии, когда ребенок повторяет сказанное за Вами);

- если в любом возрасте происходит потеря какой-либо части языковых или социальных навыков.

 

Максимально честно и подробно опишите причину своего беспокойства.

 

Если консультация с конкретным специалистом  Вас не удовлетворила, обратитесь к другому. При этом, если несколько специалистов  сходятся во мнении, к ним стоит прислушаться.

  

Если диагноз поставлен

                                  «Когда выходишь на дорогу, нужно знать, куда она идет…»

  • Думайте о ребенке, а не о его диагнозе. Аутизм не приговор, а иная форма существования: диагноз обозначает тенденции в развитии ребенка и не должен заменять его имя. Любое его поведение имеет причину, которую вы пока не можете объяснить.
  • Не сравнивайте  своего ребенка с другими детьми: то что хорошо для одного ребенка с РАС не всегда подойдет другому, а то,  может быть и вредно. Оценивайте эмоциональный статус ребенка. При появлении в поведении ребенка признаков эмоционального неблагополучия (усиление дезадаптивного поведения), проконсультируйтесь со специалистом и снизьте нагрузку, минимизируйте стрессовые ситуации.

Только от Вашего выбора зависит будущее Вашего ребенка!!!

  • Хватит жалеть себя и искать виноватых: время, когда дети с РАС считались необучаемыми, обреченными на полную несостоятельность прошло. Нужно  только работать и не терять время.
  • Обратитесь в центр сопровождения,  создайте команду из близких, специалистов, чтобы Вы могли сменять друг друга в течение дня: ребенок с аутизмом требует многочасового внимания.
  • Повышайте свой уровень знаний об особенностях развития ребенка с аутизмом, но не делайте из этого самоцель: сейчас в науке существует множество теорий происхождения аутизма. Не стоит искать ответ на вопрос ПОЧЕМУ, отвечайте на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ. Читайте книги, посещайте родительские семинары.

Помните, Вы - не первые и Вы - не одни.

  • При выборе образовательного маршрута ребенка и методики обучения, оцените все критерии: не только сформированность повседневных жизненных навыков должна стать показателем успешной работы, но и эмоциональное благополучие ребенка, а также присвоение данного навыка (насколько он будет нужен ребенку в жизни?). «Мерой успешности Вашей работы должна стать в первую очередь не приближение к идеалу, а преодоление существующих затруднений».
  • Не забывайте и о себе самих: своих нуждах и потребностях, отдельных от потребностей ребенка: в этом вы будете черпать силы.
  • Не замыкайтесь на доме, старайтесь находить время на общение с друзьями: вокруг немало людей, которые хотели бы Вас поддержать, но они не знают, как это сделать, или не решаются первыми проявить инициативу, боясь Вас оскорбить. Задайте сами правильный тон общения с ними.
  • Доверяйте знаниям и опыту людей, к которым обратились за помощью. Не пренебрегайте консультацией врача-психиатра – многие сложности в поведении значительно проще и быстрее снимаются за счет медикаментов и только психиатр их может назначить.
  • Но самое главное: любовь, забота, чуткое внимание, терпение, упорность, последовательность и гибкость.

«Ваша помощь ребенку максимальна, если отношение к нему гибко. Это значит, что Вы помогаете ему тогда, когда он нуждается в Вашей помощи, Ваша помощь не должна подменять активности ребенка. Будет очень хорошо, если Вы сможете требовать от него то, что он знает, помогать в тех делах, которые он начинает осваивать и избегать непосильных для ребенка требований»

  • Наблюдая за ребенком, посмотрите, что вызывает его позитивные проявления или что приводит его к дискомфорту. Создайте в доме безопасную обстановку, давайте ребенку время побыть в уединении или подвигаться, поиграть в рамках его интересов. Маленькому ребенку обеспечьте максимум телесной и вестибюлярной стимуляции: щекотаний, тисканья, поглаживания, подбрасываний, кружений.
  • Старайтесь придерживаться в семье определенного стиля поведения в повторяющихся ситуациях: реакция родителей для ребенка должна стать предсказуемой и последовательной (не меняйте своих требований к ребенку).
  • Разбейте жилое пространство на зоны, это поможет в организации ребенка. Например, никогда не играйте за обеденным столом: садясь за стол, ребенок должен настраиваться на прием пищи, а не на игру и т.п..
  • Научите ребенка следовать определенным правилам. Комментируя его действия, не только говорите «Нет. Нельзя»,  но и покажите и поддержите желаемое поведение («Громко хлопать дверью – нельзя. Дверь нужно закрывать тииихо. Вот так.», «Трясти руками – нельзя, в ладоши хлопать – можно»…).
  • Наблюдайте за тем, что ребенок может выполнить сам, постепенно приучайте его к тому, что он выполнять должен. Если у ребенка не получается выполнить то, что Вы попросили сделать, покажите ему,  как это сделать, или сделайте вместе с ним (используйте совместные действия: возьмите руки ребенка в свои и, направляя его руки, выполните необходимое, через какой-то период времени, ослабляйте направляющее действие своей руки).
  • Будьте терпеливы и не требуйте от ребенка все и сразу. Обучая навыкам, ставьте конкретные цели,  поощеряйте  социально-преемлемое поведение.
  • Обязательно поощеряйте ребенка за малейшие достижения. Малейшими они кажутся для Вас, а сколько труда вкладывает он?
  • Не перегружайте ребенка: количество занятий не всегда  переходит в качество усвоенных навыков, а усталость может сказаться на поведении (агрессивность, депрессивность, провокативность…) и здоровье (температура, судорожные проявления…).
  • Если позитивных сдвигов в развитии ребенка не отмечается, проконсультируйтесь со специалистом, возможно, Вы ставили не те цели? Отрицательный результат – тоже результат.
  • Никогда не кричите на ребенка. Крик никогда никого не в чем не убеждает, только ухудшает состояние и приводит к негативному состоянию ребенка. Постоянные окрики и запреты рискуют превратиться в изнурительную войну. Если у Вас возникло желание крикнуть или ударить ребенка, спросите себя, «Это его проблема? Или я кричу на мужа… начальника…».  Ребенок не должен быть Вашим предохранительным клапаном.
  • Если действия ребенка неприемлемы (например, он бьет Вас) – твердо скажите «Нет», подкрепив свои действия удержанием руки ребенка и выразительным жестом. Ни в коем случае не давайте сдачи! Ребенок не осмыслит в силу своих индивидуальных возможностей ваш «воспитательный»  прием, а будет поступать также, имитируя Ваше поведение.
  • Если ребенок причиняет себе вред (кусает себя, бьется головой о пол, стучит по подбородку и т.п.), остановите его со словами «Нет. Я не дам тебе причинить себе боль», создайте дома спокойную обстановку, снизьте ребенку нагрузку, проконсультируйтесь со специалистами (психолог, психиатр).
  • Общайтесь с ребенком медленно, с помощью простых и конкретных фраз, подкрепляя свои слова указательным жестом или сопровождающими действиями. Так ребенку будет проще понять Вас.
  • Комментируйте занятия ребенка от первого лица («Я играю», когда ребенок играет…), давайте ребенку шаблоны ответов: позднее, Вы получите не эхолаличное  «Хочешь конфетку», а «Я хочу конфетку».
  • Если у ребенка нет речи, тем более общайтесь с ним, задавайте вопросы, побуждайте его ответить на них указывающим жестом.
  • Чередуйте в течение дня директивные эпизоды общения с ребенком, когда Вы что-то требуете, с недирективными периодами, когда Вы просто идете за ним, комментируете его желания и действия и ничего не требуете взамен.

 

Целенаправленность и обдуманность Ваших действий - первоочередная мера по сохранению и укреплению здоровья Вашего ребенка.

В одночасье, безусловно, данные задачи решить не удастся. 

В любом случае,

                                                                                         «дорогу осилит идущий».

 

Главное, чтобы «обретенное на этом пути осталось вместе с ребенком и помогало ему в будущем жить более самостоятельно и уверенно.» (В.Е.Каган, 1981 г.)

 

 

Рекомендации предоставлены:

врачом-психиатром ЦПМССДиП Бородиной Л.Г.

педагогом-психологом ЦПМССДиП Солдатенковой Е.Н.

студентами  факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ

Богомоловой Е.

Тодоровой Л.

Пингачевой А. и др.

 

Цитаты, выделенные курсивом, отрывки из «бесед с родителями детей дошкольного возраста, выявляющих симптоматику раннего детского аутизма» Каган В.Е.