Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Мир равных возможностей. Фестиваль социальных интернет -  ресурсов

Особенности восприятия у детей с детским аутизмом

Многие нарушения в поведении у детей с РДА являются нарушениями восприятия или искаженной переработки сенсорной информации. Это касается зрения, слуха, осязания, обоняния. Дети с РДА испытывают затруднения в интеграции сенсорного опыта различных уровней восприятия для адекватного отражения окружающей среды.
Восприятие (перцепция) является психическим познавательным процессом, который возникает при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств и заключается в отражении этого раздражителя в целом.
Рассмотрим разные уровни восприятия и примеры нарушений данного психического познавательного процесса у детей с РДА.
I. восприятие (восприятие реальных предметов, их изображений, восприятие зашумленных, перечеркнутых, недорисованных объектов, букв, символов). Сюда же относится восприятие цвета, формы, размера предметов.
Особенности зрительного восприятия детей с РДА заключаются в следующем:

1) имеет место фрагментарность зрительного внимания: ребенок с РДА лучше воспринимает объект, находящийся на периферии зрительного поля, чем находящиеся в его центре (псевдослепота);
2) затруднения в дифференциации предметов, цветов, форм, размеров;
3) у некоторых детей присутствует ортоскопичность восприятия, т.е. изображение предметов в перевернутом виде недоступно;
4) отсутствие связи между предметом и его названием, застревание на каком-либо объекте, цвете;
5) нарушение пространственных ориентировок как результат недостаточной сформированности короквых функций. В зрительно-пространственных ориентировках выделяют 4 стороны (сферы), которые могут быть нарушены у детей с РДА. Это топологическая (соотношение частей по отношению друг к другу), координатная (расположение объекта в заданной системе координат), метрическая и проективная сферы. Такие нарушения влекут за собой проблемы в обучении чтению, письму, счету.

II. Слуховое восприятие. Особенности слухового восприятия у детей с РДА заключается в его избирательности: ребенок может не откликаться на собственное имя, не следовать указаниям взрослого, не реагировать на производимые им самим звуки. Или же не слышит шум и звуки в комнате, при этом гиперчувствителен к звукам за окном, в коридоре (псевдоглухота) Сверхпрочность определенных звуковых впечатлений, вызванных восприятием шуршания, музыки, шума, их особое значение для ребенка не оставляет у близких сомнения, что он все же слышит.

III. Прикосновение, обоняние. Особенность данного вид восприятия заключается в том, что дети с РДА чувствительны к запахам, к тактильным ощущениям. Многие предметы дети берут в рот, подолгу манипулируют ими, испытывают привязанность к необычным по текстуре вещам.
Таким образом, ребенок с РДА испытывает трудности в адаптации в связи с нарушением рекодировки аудиовизуальной информации.
Коррекция восприятия заключается в тренировке нарушенной функции при активном использовании органов чувств: слежение глазами за предметом, собирание мозаики, восприятие жестов, сопоставление по цвету, форме, размеру, реагирование на звуковые сигналы, называние объектов (по программе "TEACCH").
О.С. Никольская рекомендует начинать коррекцию восприятия с предмета, доступного ребенку и приятного ему (во избежании ситуаций эмоционального дискомфорта).
Необходимо использовать игротерапию: манипуляции со светом, звуком, цветом, простые действия с яркими игрушками. Сформированный зрительный и слуховой стереотип вызывает эмоциональный отклик, сглаживает навязчивые состояния.
                                                                                                   Калёнова О.А, педагог-психолог ЦПМССДиП
Библиография:
1. Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. - М..: Школа-Пресс, 1999. - 144 с.
2. Зейгарник Б.В. Психология личности: патология или норма. - М., 1992. - 342 с.
3. Каган В.Е. Аутизм у детей. - Л.: Медицина, 1981. - 206 с.
4. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей: изд. 2, перераб, и доп. - М.:: Медицина, 1995 - 560 с.
5. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. - М., 1978.
6. Познавательные процессы: ощущение и восприятие (под ред. А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова, В.Р. Зинченко). - М., 1982.
7. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. - Беларусь, б/г.