Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Мир равных возможностей. Фестиваль социальных интернет -  ресурсов

Дифференциальная диагностика

Синдром Каннера – детский аутизм

Синдром Аспергера

Признаки РДА выявляются уже на 1-ом году жизни (могут проявляться на 1 мес.).

Признаки РДА обнаруживаются на 2-3 году жизни.

Дети начинают сначала ходить, а потом только говорить.

Дети начинают говорить раньше, чем ходить, бурно развивается речь.

Речь не используется с целью общения, нарушена коммуникативная функция речи (она обращена в пространство, к самому себе).

Речь используется с целью общения, но своеобразно.

Интеллект снижен в 3\4 случаев (у 60% - глубокая умственная отсталость, у 15-20% - легкое снижение интеллекта, у 15-20% - норма).

Интеллект – норма или выше нормы.

Нет глазного контакта – для него нет других людей.

Избегает смотреть на людей, но они существуют для него.

Живет в своем мире.

Живет в нашем мире, но по своим законам.

Относительно неблагоприятный прогноз – чаще выход в атипичную умственную отсталость. При сохранном интеллекте – возможно становление шизоидной психопатии.

Относительно благоприятный прогноз – с возрастом становится основой шизоидной психопатии с удовлетворительной социальной адаптацией.

Сравнивают с шизофренией.

Сравнивают с психопатией

 

Для детского аутизма эндогенного генеза, классического детского аутизма Каннера наиболее характерно:

- начало до 3-х летнего возраста,

- асинхронность в развитии основных сфер деятельности ребенка,

- сходство моторных стереотипий с ранним атетозоподобными движениями в пальцах рук,

- симптом отталкивания с ходьбой на цыпочках,

- эгоцентрическая речь,

- недостаточность и задержанное развитие волевой и эмоциональной сфер, сосуществование ранних и поздних функций в них.

 

При умственной отсталости, в отличие от детского аутизма эндогенного генеза:

- отмечается равномерность структуры умственного недоразвития,

- соотносимость интеллектуального и эмоционального снижения,

- недоразвитие высших эмоций,

- соответствие социального приспособления уровню умственного недоразвития,

- поведение отличается монотонностью, ригидностью, в нем нет вычурности, парадоксальности.

 

Для детского аутизма процессуального генеза при ранней детской шизофрении свойственно:

- становление аутистических симптомов между 1 и 2,5 годами,

- характерен диссоциированный характер задержанного развития,

- тенденция к падению активности, нарушения в общении, утрата коммуникативной, экспрессивной и рецептивной речи.

 

Процессуальный детский аутизм при приступообразно-прогредиентной шизофрении:

- формируется в возрасте 3-6 лет,

- характерно нормальное умственное развитие до 3-летнего возраста,

- сдвиг в линии развития возникает после аутохтонных приступов приступообразно-прогредиентной шизофрении – аффективной, неврозоподобной, полиморфной, кататонической, кататоно-гебефренной и кататоно-регрессивной структуры,

- структура нажитого аутистического расстройства зависит от тяжести регистра психопатологических расстройств в приступаз болезни,

- имеют место резидуальные позитивные расстройства, нажитые аффективные и психопатоподобные симптомы,

- этот круг расстройств относится к нажитому аутистическому дефектному состоянию после приступов ранней детской шизофрении.

 

При расстройствах хромосомного, обменного, неясного генеза с аутистическиподобными синдромами:

- представлены не все симптомы (феномены), свойственные классическому аутизму,

- для них обязательны знаки дисгенеза, характерные для основной патологии,

- нет асинхронии в развитии различных сфер жизнедеятельности ребенка,

- в личностной структуре обнаруживаются черты торпидности,

- при сглаженности эмоциональных расстройств больные более эмоциональны с матерью и родными,

- отмечается большая сохранность личностной структуры, чем у больных с классическим аутизмом,

- возможны дисфорические расстройства настроения,

- умственная задержка обычно равномерна,

- сохраняется, хотя и легко истощающаяся, глазная реакция,

- стереотипная деятельность сводится к примитивным раскачиваниям, патологически привычным действиям,

- в возрастной динамике в части случаев наблюдается углубление или, напротив, нивелирование аутистических проявлений,

- в кризовых периодах возможны психотические эпизоды с позитивными психопатологическими симптомами, после которых отмечается углубление аутистического синдрома.

 

Аутистическиподобный круг расстройств при синдроме Ретта:

- формируется после периода нормального развития ребенка, в возрасте 8-18 мес. жизни и наблюдается в 1 стадии болезни,

- во 2 стадии аутизм нивелируется,

- при наличии отрешенности длительно сохраняется глазная реакция, способность адекватного эмоционального реагирования на мать, на положительный тактильный контакт, улыбку, жест,

- моторные расстройства носят насильственный характер и протекают в виде “моющих, потирающих” движений кистями рук,

- в течении болезни наблюдается прогрессирующее нарастание неврологической симптоматики, спинальная атрофия, атаксия, кифоз, сколиоз, распад речи, эпи-приступы, расстройства глотания, дыхания (чего не бывает при других расстройствах с аутистическиподобными синдромами).

 

Синдром Аспергера:

- свойственна стертость аутистических проявлений,

- сохранность способности к высокому интеллектуальному развитию,

- в дальнейшем онтогенезе ребенка наблюдается формирование рациональных контактов, становление особой личности, близкой к шизоидному кругу.

 

Парааутистические состояния (экзогенного происхождения):

- глубина аутистического отрешения незначительна,

- сохраняется способность общения на тактильном уровне,

- имеет место достаточно равномерный характер задержки умственного и речевого развития пограничного уровня, с особой эомциональной незрелостью,

- ко второму возрастному кризу аутистические симптомы нивелируются,

- формируется дефицитарная личность с обедненной эмоциональностью, пограничным уровнем задержки умственного развития, с недоразвитостью высших социальных структур личности, с невозможностью формирования направленной привязанности, слабой волевой активностью, рентными установками.

 

Органический аутизм:

- представлены не все феномены классического аутизма,

- не всегда наблюдается асинхрония в развитии различных сфер жизнедеятельности ребенка,

- присутствует торпидность в личностной структуре,

- более выражена тотальность умственной задержки развития,

- возможны дисфорические расстройства настроения, неврологические патологические симптомы, подтверждающие органическое поражение ЦНС,

- аутистическиподобные проявления не полны, прерывисты, изменчивы, сменяются более адекватным поведением,

- отсутствует парадоксальная негативность, нет позитивных психопатологических расстройств.

 

Реабилитационная работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом проводится комплексно группой специалистов различного профиля (детскими психиатрами, психологом, логопедом, педагогами-дефектологами, музыкальным работником, педиатром, невропатологом и т.д.).

Помощь строится на базе клинико-нозологической оценки состояния больного ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и представлена разными видами терапии: психофармакотерапия, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, индивидуальная и семейная психотерапия, педагогическая, логопедическая коррекция и др.

                                                                                         Михайлова Н.В.

Использовалась следующая литература: Башина В.М. Аутизм в детстве. - Москва. - “Медицина”. - 1999г.; Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - Москва. - “Медицина”. - 1995г.; Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – Москва. - “Теревинф”. – 1997г.